К основному контенту

Как Nokia проморгала эру смартфонов

Более 10 лет назад Френк Нуово, экс-главный конструктор Nokia Corp., выступил с докладом перед инвесторами предугадав будущее  мобильного Интернета. Прошло более семи лет прежде чем Apple представила свой iPhone, а Nokia уже продемонстрировала смартфон с цветным сенсорным дисплеем, который работал с одного нажатия. В конце 90-х Nokia разработала ещё один весьма заманчивый продукт - планшетный компьютер с беспроводным подключением, сенсорным экраном и практически всем тем благодаря чему Apple iPad делает сумасшедшие продажи сегодня.




Бывший инженер Nokia Фрэнк Нуово утверждает, что компания уже имела проттипы ожидаемого iPhone.
 
Но потребители так и не увидели этого устройства. Гаджеты стали жертвой корпоративной культуры, которая щедро выделяла средства на исследования, но растрачивала возможности для доведения инноваций на рынок.

Nokia произвела беспроводную револлюцию в 1990-х годах, которая стала предтечей мировой эры смартфонов. Сегодня эта эра уже настала, но компания стремительно покатилась вниз, продукция становится менее конкурентноспособной, цена акций падает, а тысячи работников теряют свои рабочие места.

В этом году 14-летнее лидерство Nokia в качестве крупнейшего производителя мобильных телефонов окончилось, а её место занял Samsung Electronics. Доля продаж мобильных телефонов финской компании в первом квартале 2012 года составила 21% по сравненпию с 27% годом ранее, в своём же пике, в 2007 году она составляла 40,4%.

Для сравнения цена за акцию в этом году упала на 64%, по сравнению с 2011.

Несмотря на инвестиции за последнпие десять лет в исследования и разработки 40 миллиардов долларов (что превышает в 3-4 раза подобные инвестиции Apple), Nokia теряет свои позиции. Беда в том что исследования скорее подстёгивались внутренней конкуренцией между разработчиками по выводу телефонов на рынок и слишком поздно были обращены взоры на конкурентов.

Вместо того чтобы производить инновационный продукт с новым программным обеспеением Nokia сосредоточилась на выпуске продукции пользующейся спросом, но спрос не вечен.

Хотя стоит отметить что у Nokia есть собрат по несчастью - RIM BlackBerry, который также не был готов соперничать с iPhone и в результате потерял 90% своей рыночной стоимости за пять лет.

Но если у RIM просто не было нужного продукта, у Nokia он был, она просто не вывела тот продукт на рынок. Стратегическую ставку компания делела на на смартфоны, а на мобильные телефоны. 

Нельзя сказать что концепция iPhone как продукта была уникальной - ведь первой эту концепцию придумали именно в Nokia.

В 2010 году Nokia заявила что не будет более использовать доморещенное програмное обеспечение для смартфонов и переориентируется под операционные системы Windows mobile. Поступив таким образом финская компания смогла всего за год наладить производство смартфонов чтобы конкурировать с iPhone, намного меньше если бы понадобилось создавать собственную платформу. Но эти телефоны всё равно не взорвали рынок, доля рынка смартфонов Nokia выросла незначительно и в июне сего года было объявлено о сокращении ещё 10 000 рабочих мест и сокращение затрат на сумму 1,7 млрд. долларов.

Nokia имеет долгую историю успешной адаптации к большим сюрпризам рынка. Компания начала работать в 1865 году, основное направление бизнеса - небольшая лесопилка. На протяжении многих лет продолжалась диверсификация производства - к примеру были созданы линии по производству шин и электроэнергии.

В конце 80-х вместе с распадом Советского Союза и экономического спада в Европе, резко упал спрос на различные товары производимые Nokia Corp, оставив компанию в условиях кризиса. Но в 1992 году Nokia сосредоточилась на производстве мобильных телефонов.

В 2000 году рыночная стоимость Nokia Corp достигла максимума - 303 миллиардов долларов, мощь компании была на тот момент настолько высока что компания могла удовлетворять спрос на мобильные телфоны в мире быстрее чем конкуренты.

В 2000-х годах начались вложения в исследования мобильной электронной почты, сенсорные экраны и быстрые беспроводные сети.

В 1996 году компания представила свой первый смартфон, Nokia 9000, назвав его инновационным устройством позволяющим заниматься веб-серфингом, проверкой электронной почты и использовать факс . Он весил чуть меньше полукилограмма. По сути компания опередила рынок лет на 5.


Телефон был задействован в съёмках фильмов, получил ряд сторонников среди корпоративного сектора, но так и не стал массовым.

В конце 2004 года Motorola выпустила свой тонкий телефон Razr, тут же от инвесторо Nokia Corр пошли требования сменить приоритеты с смартфонов на обычные мобильные телефоны, дабы продавать дорогие "неумные" телефоны и зарабатывать деньги.

Инженеры Nokia посчитали iPhone несерьёзным конкурентом - он был дорог в производстве, работал в примитивной 2G по сравнению с Нокией 3G технологией. В одном из докладов было сказано что iPhone лементарно не проходит "краш-тест" падения на бетонный пол, который был традиционен для Nokia.

Но потребители любили iPhone. В 2008 году для Nokia стало ясно что пора занять эту нишу, но оказалось что отсутсвует конкурентноспособная операционная система. Одна команда пыталась оживить Symbian, устаревшую операционную систему, другая создавала новую ОС, названную впоследствии MeeGo.

По факту эти две команды просто соревновались между собой за ресурсы внутри компании, чем стремились сделать продукт лучше чем у конкурентов.

В 2008 году Nokia Corp приобрела Navteq, компанию предоставляющую услуги по картографии и навигации, с этого момента заработал сервис Ovi, немного оставновивший спад продаж Nokia.

Последние телефоны Nokia Lumia немного оживили дела компании, но потребители всё же отнеслись к новинке с опаской, ожидая выхода следующей версии программного обеспечения Microsoft.

В компании неоднократно проявляли заинтересованость к рынку планшетов, кроме того планируется запуск устройств серии Lumia по более низким ценам.
Nokia по-прежнему борется за то, чтобы превратить свои хорошие идеи в продукты. В первой половине года, Nokia создала больше патентов, чем в любой шестимесячный период, начиная с 2007 года. Некоторые из них могут быть проданы, дабы собрать финансовые ресурсы для корпорации.

Nokia постепенно включается в борьбу на рынке смартфонов, целяь занять промежуточный сегмент между iPhone и Android-устройствами. 

По материалам Wall Street Journal

Комментарии

Самое яркое

Ralpf Lauren, Armani, Adidas, Prada и Олимпиада

Лондонская Олимпиада 2012-го года привлечёт внимание к Лондону не только как к спортивной столице мира, но и наверняка как и к столице моды. Мировые дизайнерские дома уже заявили о создании спортивных форм для своих cборных.

Бренд-финансирование журналов. Новая стратегия модных брендов

Новые реалии диктуют новые условия - модные бренды также нуждаются в изменениях и адаптациях. Сегодня их стратегия в продвижении кардинально меняет курс. "Зачем тратить 40 тысяч евро на страницу рекламы в журнале, если за те же деньги, вы можете опубликовать целый журнал?" -, задаёт резонный вопрос Алиса Лицшер, профессор моды во "Французском институте моды" в Париже.

Брендирование Украины

С недавнего времени тема брендирования и продвижения Украины стала весьма популярна у украинских чиновников. Без всяких оценок просто несколько видео от государственных органов